Статья
Версия для печати
Обсудить на форуме (4)
Общение в Интернете. Как задавать вопросы.


Цель статьи.

Хотелось бы поднять тему о названии тем на форуме, поиске и связанных с этим психологических моментах. Цель - помочь посетителям форумов и подобных сетевых ресурсов научиться правильно формулировать и задавать вопросы. Ведь название темы на форуме и есть сам вопрос, а содержание темы - лишь его уточнение. В общем, поговорим о виртуальном общении.
Я не лингвист и не психолог, так что не судите строго и думайте сами. Я лишь выражаю свои мысли об общей культуре эпистолярного жанра в сети и свой опыт виртуального общения. Отмазался. Аминь.

Что такое Интернет с точки зрения восприятия информации человеком?

Интернет - прежде всего текстовая информация, затем идут статические графические образы в виде картинок и оформления страниц, затем - все остальное: видео, аудио и т.п. Т.е., в своей основе Интернет - это текст.

Как мы воспринимаем информацию?

Ученые утверждают, что наибольшую часть информации человек получает зрительно, затем следует слуховая информация, а остальные чувства плетутся в хвосте восприятия. Поэтому оставим лишь зрение и слух, как основные каналы восприятия информации. Интересный парадокс: в естественном живом общении мы больше пользуемся слухом, чем зрением.

Определение видов общения.

В этой статья я рассматриваю два вида человеческого общения: живое и виртуальное. Термин "виртуальное" можно заменить на "не живое", "техногенное" или любой другой, подходящий по смыслу - кому как нравится.
Живое общение - это непосредственное восприятие мозгом собеседников информации от источника без каких-либо серьезных искажений и смысловых кодирований. Для живого общения характерны: двух- и более сторонняя информационная связь и синхронность обмена. Технические устройства передачи живого общения на расстояние (например, телефон) могут вносить свои коррективы, но не будем на этом останавливать внимание, т.к. для данной статьи это не существенно.
Виртуальное общение - это общение, когда собеседники обмениваются информацией через технические средства, передающие информацию в транслированном виде - в виде, который человек не может передать без использования этих технических средств. Информация кодируется одним человеком в каком-либо виде и декодируется другими. Для этого вида общения характерны: отсутствие синхронности обмена информацией, негарантированность получения ее собеседниками и, что самое важное, отсутствием прямой передачи информации - она же закодирована. Под мое определение виртуального общения попадают письмо, печать, рисование и другие подобные способы кодирования мыслей.
Можно выделить другие способы общения, имеющие общие свойства с обоими вышеперечисленными: прямая передача информации, но не синхронная и с негарантированным ответом. Например - аудиозапись. Здесь такое общение тоже не рассматриваем.

Различия в восприятии живого и виртуального общения.

При живом общении мы слышим собеседников ушами (вербальная информация), можем видеть их и обсуждаемые предметы глазами (зрительная информация), а также пользоваться остальными органами чувств. Мы думаем, обличаем мысли в фразы, произносим их, собеседники слушают нас и обрабатывают услышанное. Скорость произнесения, интонация, изменение громкости, паузы - все это тоже часть вербальной информации (и не менее важная), воспринимаемая нашим мозгом. Зрительная и вербальная информация не только дополняют друг друга, но и подавляют друг друга, т.к. для передачи того же объема информации, при наличии зрительного представления предмета обсуждения, потребность в вербальном описании сокращается. Живое общение богато и может передать большой объем информации.
При виртуальном общении мы тоже думаем, формируем мысли в фразы, но вместо вербализации нам надо разбить фразы на слова, закодировать слова в буквы, записать это, не забыть расставить знаки препинания, проверить корректность и смысл написанного, а потом результат будет в обратном порядке расшифрован собеседниками. Нет интонаций, эмоций, отсутствуют понятия скорости и громкости. В письме есть восклицательный знак, а в сети есть условность - прописные буквы (все в слове - в качестве крика или одна буква - в качестве ударения), но они не могут выразить весь спектр оттенков вербального общения.

Общее в материализации мыслей в живом и виртуальном общении.

Прошу прощения за неудачный термин - "материализация" - я затруднился назвать одним словом понятие, которое бы описывало сразу устную и письменную речь, а также печатную форму письма. Наверно, фразу надо было построить так: речь в живом и виртуальном общении. Я не написал именно так потому, что слово "речь", по моему убеждению, у большинства ассоциируется с вербальным общением и не ассоциируется с письмом. Как раз о речи и пойдет рассказ.
Умение выражать свои мысли устно напрямую связано с умением выражать эти мысли письменно. Сперва надо научиться мыслить, потом говорить, а потом писать. Если человек не может выразить мысль, излишне пользуется мусорными связующими словами ("как бы", "типа", "ну", экание-мычание и т.п. малоосмысленный мусор и мат), то изложить свои мысли в письме ему будет ничуть не легче. По-моему, это такой же исправимый недостаток, как и недостаточная ловкость, слабые мышцы или медлительность в осмыслении, и, при отсутствии медицинских противопоказаний и наличии желания, исправляется тренировками (желательно, при помощи хорошего учителя).

Качество общения.

Попробую подобрать составляющие, определяющие качество общения, расставив их в порядке уменьшения значимости:
  • Внутренняя культура.
  • Уважение к собеседникам.
  • Психологическое состояние на момент выражения мысли.
  • Умение выражать свои мысли.
  • Богатство лексикона, эрудированность.
  • Крепость памяти.
  • Грамотность.
  • Другие факторы, о которых я не помню или не догадываюсь.
Замечу, что ни один из факторов не является бинарным и абсолютным, как и наш мозг. Более того - они еще также не статичны и переменчивы. Но приоритет остается: при неуважении к собеседникам хорошая эрудированность и умение выражать мысли будут скорее во вред собеседникам, а грамотность и вовсе не обязательна, в то же время при высоком уровне внутренней культуры человек вряд ли будет злоупотреблять сленгом и наезжать на собеседников, а хороший лексикон и грамотность ему будет только в плюс.

Как писать в Интернете.

Из всей этот писанины ясно одно: если человек не может высказать свою мысль словами, то и написать сможет не лучше.
Мои рекомендации:
  • Собеседников надо уважать. Нет уважения - остальное бессмысленно.
  • В Интернете нельзя разговаривать - только писать (чтобы говорить печатным словом закончить школу не достаточно). Надо помнить, что живой разговор богаче письма: велик шанс, что ваша мысль до собеседников не дойдет.
  • Писать надо так, чтобы было понятно самому. Полезно задумываться над своими словами - не вечно же спешить.
  • Написанное должны понять другие люди, которым адресован текст. Иначе нет смысла писать. Лучше, если суть будет ясна из названия текста и первых строк. Не надо писать в названии тему что-то вроде "помогите" или "срочно надо" - это не содержит информации о том, что вы хотели сказать или спросить.
  • Те, кому текст не адресован, должны это понять из текста. Это уважение: не грузи ближнего и не грузим будешь. Желательно, опять же, дать это понять с первых строк или, что еще лучше, из названия темы.
  • Надо стараться писать аккуратно, чтобы было легче прочесть. Это вам же на пользу: повышается шанс, что вас прочтут, да и руку набить поможет. Грамотность тоже не помешает. Как минимум, нужно уметь обозначать начало и конец предложения и, желательно, расставлять запятые и прочие знаки препинания.
  • Не лишним будет уметь оформлять текст в соответствии с правилами языка. Если в тексте есть специфичные места, скажем - исходный код C++, то стоит узнать, как его правильно оформить, чтобы читалось легче и не пропало ничего из-за особенностей данного сайта.
  • Не стоит писать несколько вопросов в одну тему, если один не является выходящим или дополняющим другой. Это плохо читается и затрудняет понимание написанного. Вероятно, что не ответят ни на один.
  • Не надо торопиться писать в тему - прочтите, что написали другие. Возможно, что они уже ответили на вопрос или на его часть, и вы только собьете с мысли вопрошающего.

Дополнительные материалы по теме.


Роман Чернышов (rxl@mail.ru)
2.08.2008
Версия для печати
Обсудить на форуме (4)