Имел вид кирасы, делался из нескольких склеенных слоев холста. Был известен с каменного века и распространен у множества народов, от египтян, греков и македонцев, до ацтеков. Иногда пропитывался солью. В Европе употреблялся еще в 16-м столетии. Стоил очень дешево, весил очень мало, защищал очень плохо. Практически только от скользящих ударов и стрел на излете.
Все то же, но из кожи. Был распространен у викингов, монголов и многих других народов. Использовался в Европе регулярными войсками до 18 века включительно. Был почти негнущимся и довольно тяжелым. Пробивался стрелами из арбалета с дистанции 20-100 метров (смотря потому, какой арбалет и сколько слоев кожи). На малых дистанциях и из лука тоже. Подавно пробивался сильным ударом копья или меча. Не защищал от оружия ударно дробящего действия, но выдерживал пистолетные пули (не в упор) и ружейную картечь.
Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником, конечно). Несколько шелковых халатов, соответственно, хорошо защищали от стрел, легких метательных снарядов и дамасковых сабель. При том, почти ни чего не весили и не стесняли движений. Такое бронирование, однако, имело три крупных недостатка. Во-первых, ни сколько не смягчало удар. Хорошо, если рубанут катаной, а если топором? Во-вторых, даже в Китае и Японии шелк стоил достаточно дорого. Была и еще одна проблема: шелковый платок трудно разрубить в воздухе, но легко, если он лежит на чем-то твердом, - например, на ключице. Богатые воины могли позволить себе металлические доспехи, а бедные не могли себе позволить несколько шелковых халатов.
Использовался почти только народами Кавказа. Легендарная бурка валяная из шерсти почти не разрубалась саблей (рассекая верхний слой шерстинок клинок тормозился до безопасной скорости). Тот же принцип был использован и в папахе. Шерстяные доспехи выдерживали стрелы и пули из легких ружей (с дистанции около 100 метров), однако, бурка пробивалась копьем. Дополнительная выгода такой брони состояла в том, что она хорошо амортизировала удары. Однако, она оказывалась толстой (нельзя сделать бурку с рукавами), тяжелой и жаркой.
Защита в виде кафтана набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась русскими, китайцами и древними греками (но у последних, это был не кафтан, а туника). Стрелецкий кафтан дополнялся меховой шапкой. Принцип защиты был такой же, как и у горцев Кавказа, - многоступенчатая амортизация. Как и бурка, кафтан хорошо защищал от стрел (до 10 метров), отчасти от пуль, от не слишком сильных ударов. Но в нем так же было очень даже не холодно. Надо сказать, что штатный солдатский ватник выдерживал пулю из шмайсера с 200 метров.
Самый примитивный варварский шлем это звериный череп надеваемый на голову. Соответственно, шкура свисала сзади и прикрывала спину. Так был упакован Геракл и самые примитивные германские племена накатившие на Римскую империю еще до новой эры. Позже кожаный шлем на костяной основе был у викингов, да и стоячие плечи у кавказской бурки, так же могли быть костяными. Обычай некоторых народов иметь на шлеме рога произошел от ношения шлемов из черепов крупного рогатого скота.
Кстати, вопрос, зачем германцы приделывали уже к железным к шлемам рога, и не было ли это опасно (не сломается ли шея, если удар придется по рогу) давно волнует умы. Рога устанавливались для связи, - чтоб дружина видела где ее вождь. У других народов для этого использовались цветные плюмажи. Позже, напротив, цветные плюмажи укреплялись на шлемах рядового состава, с тем что бы полководец мог наблюдать за перемещением войск. Крепить к шлему рога было не опасно, - они держались на соплях, и при ударах просто отлетали.
Иногда доспехи могли сочетать металлические и неметаллические элементы. В самом примитивном случае, пластины из мягкого железа нашивались на кожаный панцирь. Пластина могла быть одна, - против сердца, или же несколько пластин полностью защищали грудь и живот. Толщина пластин составляла всего около миллиметра, - увеличение толщины вело к росту веса непропорциональному улучшению защиты, так как применимый при такой технологии металл все равно проминался и пробивался бы прямыми ударами. Кожанножелезный панцирь выдерживал стрелы из лука со всех дистанций, но пробивался арбалетными болтами. При таком устройстве, однако, оставался риск попадания на стыке пластин.
По такой технологии часто делались русские, европейские (до 13-го века), татарские и монгольские доспехи. Любопытно, что и шлемы иногда делали так же, - если не имелось в округе мастера способного выковать трехмерные элементы и сварить их между собой (а, тем более, выковать весь шлем целиком), то изготавливалось несколько треугольников из мягкого железа, которые крепились кожаной шапке и загибались внутрь, получался шишак - железная шапка, имевшая внешнее сходство с коническим шлемом.
Больший эффект достигался, если кожа покрывала кирасу снаружи. В этом случае вражеский клинок тормозился в слое кожи и не мог уже повредить саму кирасу. Часто, по верх железного или бронзового шлема пускали конский хвост, разрубить который даже дамаском было проблематично. На Востоке на конический шлем наматывали чалму. У арабов она имела небольшой размер, но у турок огромный, - чалма полностью скрывала шлем и нависала над плечами. Разрубить такой шлем было совершенно не реально. Но его ношение требовало накачанной шеи.
Наиболее распространенным примером смешанного бронирования следует считать практически обязательное надевание под металлический шлем амортизирующей шапки. Практически потому что любящие оригинальность японцы обходились без. Японцы изобрели необычного вида почти плоский шлем, который устанавливался на узел волос на макушке самурая. При ударе сверху узел выполнял роль амортизатора, а шлем кренился на бок, спуская вражеский клинок мимо плеча.
У японцев был и еще один своеобразный тип смешанного доспеха, - стальные пластинки связывались между собой шелковым шнуром. Причем пластинки шли не в нахлест, а напротив, между ними оставались промежутки, забитые однако плотной массой шелковых шнуров. Такой доспех весил сравнительно мало, был довольно гибким и надежно защищал от ударов меча, но пробивался пулями, копьем, и, отчасти, стрелами.
Самый популярный доспех в Европе средних веков хоуберк, представлял собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками. Внешне это выглядело вполне цивильно: доспех полностью защищает тело, весит не много, движений не стесняет. Однако, надо учитывать, что защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Вытянуть проволоку можно было только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались бы и давали еще худшую защиту), так что кольчужные доспехи легко рассекались саблей, протыкались копьем и разрубались мечом. От стрел кольчуга была почти бесполезна, - они проникали в ячею. Даже на дистанции более 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков, да и легкие стрелы с граненым стальным наконечником пробивали самую лучшую кольчугу с 15-20 метров. Европейских воинов, однако, этот момент не смущал, - знаменитые английские луки появились только в конце 13-го века, а до того нормальных лучников в Европе почти не имелось.
Существенным недостатком было то, что кольчуга не защищала от оружия ударного действия, - от дубин и булав. Да и удар 8-ми килограммового меча запросто мог оказаться летальным даже без пробития доспеха.
Обычно кольчуга имела двойное плетение, - то есть колечки соединялись парами, - практически в два слоя. Однослойные кольчуги встречались реже, только индийские мастера, вытягивая проволоку из булата могли сделать кольчугу из одного слоя колец достаточно прочной.
Изобретатель кольчуги не известен, видимо первые делались еще из медной проволоки, интерес же к ней в средневековой Европе объясним технологической отсталостью. Производство хоуберка требовало не очень много самого дешевого железа, устройства для вытяжки проволоки и уйму тупой работы по плетению колечек. Зато хоуберк и служил вечно, - если он оказывался пробит, то мертвый рыцарь извлекался, а на его место вставлялся новый, после чего, с помощью пригоршни колечек, отверстие заделывалось.
Кольчуга давала худший уровень защиты, чем, например, пеньковые доспехи, по этому, начиная с 15 века она на Руси быстро была вытеснена последними.
Кроме обычной проволочной существовали и другие разновидности кольчуг. В Японии, например, употреблялась кольчуга из крупных дамасковых кованных колец, соединенных чем то похожим на дверные петли. Защиту от стрел она давала нулевую, преимущества технологической простоты и дешевизны не имела (наоборот, это было весьма технологичное изделие), рукава и чулки по такой технологии сделать было нельзя, зато, надев такую кольчугу поверх шелкового панциря, воин, сохраняя свободу движений и не обременяясь тяжестью, мог совершенно не опасаться ни чего, кроме оружия ударно - дробящего действия.
В Европе в первые века нашей эры также употреблялась кольчуга из кованных колец. Кольца из твердой стали нашивались на кожаный панцирь. Таким образом исключалось разрубание кожаной кирасы, но из ударов копья кольцами останавливалась только половина. Кольца не соединялись между собой напрямую, только общей основой, острие копья должно было попасть внутрь кольца, чтобы удар оказался остановлен.
В самом лучшем случае, кольчуга двойного плетения могла усиливаться накладками, прикрывавшими грудь от ударов спереди и плечи от ударов сверху. Как правило, в этом случае, в комплект включался и шлем. Это было уже не так просто, - ведь броневой элемент сложной формы еще надо было выковать. Плюс к тому, выковать его надо было из нескольких слоев железа и стали, - да так, чтобы он не был слишком толстым. Или же шлем и щитки делались из дамаска (а эту технологию еще надо было иметь). По этой причине, крестоносцы, на гравюре изображающей Ледовое побоище, без шлемов, - в одних хоуберках. У баронов и богатых рыцарей шлемы и кое какие латы были и в 13-м веке, но они в крестовые походы отправлялись редко. На льду Чудского озера, если кто и проваливался, то только русские их доспехи были куда основательнее, чем у немцев.
К шлему, в свою очередь, часто крепилась кольчужная бармица, - свисающая на плечи и соединяющаяся на шее спереди. Бармицей, однако, снабжали главным образом конические шлемы.
Самый древний. Первые были сделаны в Междуречье и имели еще медную чешую. Затем чешую стали делать бронзовой, а еще позже, стальной. Преимущества такой брони были очевидны: сделать просто, так как выковывать приходится только небольшие плоские элементы, кроме того, эти элементы могли быть сделаны из твердой стали, - из-за небольшого размера они не могли сломаться. Чешуя крепилась, как правило, на кожаную основу, так как другой материал едва ли выдержал бы ее вес. А весила она много, - пластинки шли практически в два слоя, и имели довольно значительную толщину, - все-таки сталь была хрупкой. Пластинка закреплялись таким образом, который исключал проникновение клинка под нее с последующим пробитием кожаной основы. Из всех разновидностей доспехов чешуя была самым надежным, - пробивалась только пулей, и не любой. Недостатком же был чрезмерный вес, - если сплошной сочлененный рыцарский доспех 15 века весил всего 25 килограммов, то чешуйчатый панцирь прикрывающий только грудь спину и бедра весил не многим меньше. Кроме того, он был слишком жестким, что бы не стеснять движений, и недостаточно, - что бы надежно защитить от удара палицы.
Чешую использовали ассирийцы, греческие гоплиты, римские всадники, парфянские катафракты, генуэзские арбалетчики (любопытно, что у них чешуя располагалась не снаружи, а внутри кожаной рубахи) и русские дружинники. Характерно, однако, что такой доспех, как правило, доставлялся к месту сражения отдельно от воина.
В смысле соотношения веса к уровню защиты наилучшим был панцирь из сплошной металлической пластины толщиной 1.2 - 2 миллиметра. Только такую деталь еще надо было изготовить. Как правило, для упрощения производства кирасу делали из нескольких сравнительно технологичных элементов, соединенных между собой сваркой, или клепкой, или общей основой, но лучшей была цельнокованая кираса. Решительным преимуществом кирасы перед другими видами брони заключалась в том, что она защищала и от ударов тоже.
Кроме кирас и шлемов из сплошного металла издавна изготавливались наручи, поножи, набедренники и т. д. Как правило, доспех не был полным и дополнялся кольчужными и кожаными элементами. Такое вооружение имели римские легионеры плюс-минус первого века от Рождества Христова, часть пехоты эллинистических государств и византийцы. Во всех этих случаях кирасы были составными. Однако, в Европе решили довести идею до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным, - сочлененным из отдельных деталей и закрывающим все тело. Первые классические рыцарские доспехи (рыцарей обязательно изображают в сочлененных доспехах) появились в 13-м веке. Вероятно, для их изготовления тогда использовался импортный материал, так как первые случаи боевого применения этих доспехов показали их устойчивость даже к очень сильным ударам сварного оружия. В ту пору они были доступны только королям, - не всем конечно, но были и очень богатые короли. К этому времени, кроме северной Италии и юга Франции в Европе появилось и еще несколько городов, так что с начала 14-го века сочлененные доспехи могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, но для широких рыцарских масс это удовольствие стало доступно только во второй половине 15-го века. До конца 15-го века под сплошной доспех часто надевалась и кольчуга. Подлинного расцвета достигло производство подобных доспехов в Европе в конце 16-го первой половине 17-го веков, когда они массово производились из передельного железа для украшения интерьеров замков. Впрочем, декоративные доспехи, которых с той поры в Западной Европе осталось великое множество оставались вполне функциональными.
Во второй половине 15-го века кирасы стали массово поступать и на вооружение пехоты. В 16-м веке развитие производительных сил в Европе вновь достигло уровня начала нашей эры, и доспехи перестали быть проблемой, но в 16-м же веке появился и мушкет, способный пробивать их с 200-240 метров.
Сплошные доспехи гарантировали от поражения стрелами из лука, выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули с 25-30 метров (а пулю из семилинейного пехотного ружья конца 18-го века - с 75-90 метров), не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), достаточно надежно защищали от ударов (в том числе и при падении с лошади). Воин в таких доспехах мог выжить, оказавшись под ногами лошадей во время кавалерийского сражения. Пробить такие доспехи можно было только тяжелым рубящим оружием, - типа алебарды. Весил сочлененный панцирь обычно около 25-ти килограммов. Если под него надевалась кольчуга, общий вес защитного снаряжения мог достигать 32-х килограммов. Однако, для съемок многих фильмов на актеров напяливали подлинные средневековые доспехи, - и ничего. Двигаться в них (даже карабкаться по штурмовым лестницам) оказалось вполне возможно. Полное вооружение гоплита весило до 40-ка килограммов.
Хорошо была защищена так же и голова воина. С 13-го века появляются кастрюлеподобные шлемы, главное достоинство которых заключалось в том, что при ударе с верху амортизирующая шапка под шлемом сминалась и края шлема опускались на плечи рыцаря. Таким образом удар приходился не по голове, а по плечам, - а это две большие разницы. Ведь какую бы прочность не имел открытый шлем, крепился он, в конечном итоге на шейные позвонки. Аналогичное устройство в древности имели только глухие спартанские шлемы. Хотя преемственность здесь представляется сомнительной. Скорее всего, глухой шлем был изобретен в средние века в Европе повторно.
По мере дальнейшего совершенствования доспеха принцип защиты головы путем опоры шлема на плечи был сохранен. В начале 14-го века конструкция глухого шлема усложнилась. Теперь собственно шлем устанавливался не на плечи, а на специальный стальной воротник, а лицо защищалось подвижным забралом. Однако, на протяжении всего 14-го века такие шлемы производились в считанном количестве, распространились такие шлемы с 15-го века.
Глухой шлем не был лишен и недостатков. Возможности вертеть головой в нем почти не было, а амбразуры очень сужали поле зрения. Что же касается слуха, - ничего, кроме собственного сопения воин слышать не мог. Дышалось в глухом шлеме так же легко, как и в противогазе. Поднятое забрало не решало этих проблем, так что, такой шлем был хорош только для боя в плотных построениях. Если начинался индивидуальный бой, да еще пеший или с несколькими противниками, рыцарь снимал шлем, оставаясь в капюшоне хоуберка (спартанский шлем в этом случае сдвигался на затылок). Оруженосцы и конные сержанты, а так же пехотинцы предпочитали открытые шлемы. Иногда делались глухие кастрюлеподобные шлемы оставлявшие лицо открытым, но разработать конструкцию, совмещающую возможность вертеть головой с опорой всей конструкции на плечи, средневековые мастера не смогли.
Открытые шлемы, кстати, также могли быть снабжены подвижным забралом. В частности русские шлемы 13-го века имели подъемную маску закрывающую верхнюю часть лица. Однако, забрало для открытых шлемов имело небольшое распространение, так как вреда от него было больше чем пользы, - все-таки врага лучше видеть.
Очень часто открытый шлем снабжался приваренными деталями защищавшими нос и щеки. Так делали в Риме, в Азии и на Руси, но в Европе редко. Европейский открытый шлем с 14-гов века стал напоминать современную каску.
Стоит отметить, что сплошные сочлененные доспехи, сугубо европейское изобретение, - ни где в Азии они не производились, и из азиатов встречались только у турок, которые получали такое вооружение от балканских мастеров.
Массовое производство бронзовых доспехов, - шлемов, щитов и панцирей было налажено в начале первого тысячелетия до Новой эры в Междуречье. То есть, - уже в железном веке. Долгое время, - почти до начала нашей эры, - бронза оставалась предпочтительным материалом для изготовления доспехов в силу своей технологичности, - шлемы, наручи, поножи и кирасы отливались целиком. Важную роль играло и то, что в средиземноморском регионе не использовалось оружия большой пробивной силы, а бой велся в плотных построениях. На Востоке, где шире применялся индивидуальный бой и в употреблении были кривые мечи, бронзовые доспехи не пользовались популярностью. Персы, греки и македонцы использовали преимущественно бронзовые доспехи.
Бронзовые доспехи не обладали прочностью стальных, по этому, бронзовые шлемы обычно старались усилить. Античные шлемы обязательно имели гребень, а иногда и не один. Для того, чтобы разрубить шлем приходилось разрубать гребень, а для пущей надежности поверх гребня еще мог быть пущен конский хвост. Собственно, такие предосторожности не мешали и железному шлему. Греки делали гребень продольным, а римляне поперечным.
В Азии, где скоро после начала нашей эры распространились булат и дамаск, бронзовые доспехи совершенно вышли из употребления. В Европе долгое время даже и железо производилось в недостаточном количестве. Но с 16-го века из бронзы снова начали отливать шлемы.
Несмотря на огромное разнообразие формы устройства и расцветок, щиты определенно можно разделить на три категории. Первую составляли маленькие (40-80 сантиметров в диаметре) круглые (реже иной формы) сравнительно легкие (около 2-4 килограммов) щиты предназначенные для отражения ударов. Обычно такой щит делался из дерева обтянутого кожей и оковывался мягким железом по краю. В центре чаще всего был набалдашник из твердой стали, - он защищал руку (чаще всего, у такого щита была всего одна ручка, - посередине, как у крышки от кастрюли, и, конечно, петля для переноски). Кроме того, вражеское оружие могло сломаться при ударе об этот выступ. Иногда такой щит мог быть полностью сделан из железа. Употреблялись эти щиты как в рукопашном бою, так и для отбития стрел и других метательных снарядов, - в фэнтэзи немыслимо быстрые герои рубят стрелы мечами, но, хотя это и не было сложнее чем отбитие бейсбольного мяча битой, щитом ловить стрелы считалось более удобным. Своеобразной разновидностью легкого щита был рыцарский щит 15 века, - треугольный маленький цельнометаллический гладкий и очень прочный щит имел только одно назначение, - им отводили в сторону вражеское копье на турнире или при военном рыцарском поединке. Всадники подвешивали маленький щит к локтю, так как кисть руки им необходимо было освободить для управления лошадью.
Иногда маленький щит мог иметь в середине острый шип, - так он сам превращался в кое-какое оружие. Щиты ассирийцев были покрыты устрашающего размера шипами даже полностью. Однако, такие шиты могли быть только у первого ряда воинов.
Ко второй категории можно отнести щиты предназначенные не для отражения ударов, а для нанесения оных. Весил такой щит не менее 10 килограммов и был очень прочным. Характерным примером может служить щит римских легионеров. Обычно щиты такого рода собирались из массивных стальных и железных деталей, дерева и кожи, но были и целиком отлитые из бронзы. Щит крепился к локтю, а не к кисти руки и, по этой причине, а так же в виду большого веса, отбивать таким щитом удары было затруднительно. Зато из тяжелых щитов хорошо получалась пресловутая стена. На всех изображениях фаланга кажется почти квадратной, но, на самом деле, в движении фаланга имела протяженность 1000 метров (редко меньше, так как была опасность охвата с флангов) и глубину всего от 4-х до 16 метров. При столкновении с противником глубина уменьшалась еще в два раза. Бой между фалангами происходил просто, - две стены щитов сталкивались с разбегу, - побеждал тот, у кого рядов было больше, а гоплиты толще. Вес щита в такой ситуации был преимуществом сам по себе.
Благодаря такому способу боя щит становился главным оружием воина. Не меч и не копье, а именно щит, - поразить другого гоплита мечом или копьем можно было только после того, как он оказывался сбит с ног ударом щита. Эта мысль прочно обосновалась даже в идиоматике, - щит и меч (именно в такой последовательности), со щитом или на щите (со щитом, а не с мечом). Тяжелая пехота средневековья, однако, не использовала таких щитов, ибо для использования пики, или алебарды, или арбалета требовались обе руки.
Третью разновидность щитов можно назвать, допустим, плакинетами. Плакинетами не наносили и не отражали ударов, - за ними просто прятались. Появились плакинеты, видимо, одновременно с метательным оружием и использовались в Европе до 17-го века. Сделаны они могли быть из чего угодно, - в диапазоне от ивовых прутьев, до лучшей стали. Плакинеты имели самые разнообразные ручки для переноски и подвески, но в бою, обычно, их в руках не держали. Часто плакинет имел в низу острый выступ, которым просто втыкался в землю. Такое устройство имел и самый распространенный средневековый европейский узкий каплевидный плакинет, - его можно было подвесить на плече (тогда он прикрывал всадника слева, - левая рука все равно была занята поводьями), можно было укрепить на борту судна, можно было воткнуть в землю и, прячась за ним, стрелять из лука. Иногда русских дружинников изображают идущими в атаку с такими плакинетами в руках, но вряд ли они так делали, - тяжелый щит почти в человеческий рост, неудобный для нанесения ударов, только мешал бы, цепляясь острым концом за землю. Некоторые плакинеты переносились специальным воином щитоносцем, арбалетчики использовали плакинет, как подпорку для арбалета, а в 16-м веке стали делать цельнометаллические противопульные плакинеты, - но их вес достигал 12-20 килограммов.
В создании плакинетов ассирийцы так же проявили оригинальность, - у них были большие щиты для коллективной защиты, носимые специальными воинами. Щиты эти имели козырек, - то есть защищали не только спереди, но и частично сверху. Видимо, эти щиты имели специальные смотровые щели, иначе, щитоносцы не могли бы видеть, куда идут.